Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

...Везде одно и тоже, скучные репосты из Википедии: «Ят-Ха» (Yat-Kha, Ятха) — тувинская музыкальная группа, бессменным участником и лидером которой является тувинский вокалист и гитарист Альберт Кувезин…
Да, тувинская, да, рок-группа, да, Кувезин, да, лауреаты, да, заслуженные…
Этно, горловое пение, «два уникальных голоса на Земле - Паваротти и Кувезина», международные, всемирно известные, и прочий почетный иконостас во всей своей красе.
Оно усваивается уже при первом же прочтении, понимаешь: «Вау! Круто!»
На сороковом разе это уже начинает утомлять. Потому что да, это факты. Но это не совсем то, что я хочу о них знать...

Этот дневник посвящен творчеству этно-рок-группы «Ят-Ха».
Информация о группе раскидана в интернете в громадных количествах. Больше всего, разумеется, копипастов друг у друга.
Но встречается иногда кое-что редкое и интересное, что позволяет взглянуть на творчество группы и на личности музыкантов с совершенно нового ракурса.
Я давным давно, еще когда впервые их услышала в 2009 году, хотела собрать на одном ресурсе всю информацию, которую сумею найти.
Но так как я хорошо умею сёрфить интернет, то могу отыскать что-то необычное.
Так что здесь можно найти то, чего нет ни на официальном сайте, ни на других официальных ресурсах группы.

WARNING!
1. Данный ресурс НЕ ЯВЛЯЕТСЯ официальным ресурсом группы. Все, что здесь написано - это частное мнение автора блога, за которое музыканты никакой ответственности не несут.
2. Ссылки при использовании чужих материалов ставлю не всегда, потому как лень, но стараюсь. Если вдруг сюда заглянет правообладатель использованного здесь контента (что маловероятно) и будет возмущен отсутствием какой-либо ссылки - пишите.


Итак, я предлагаю прогуляться по следам легендарных тувинских музыкантов.
Добро пожаловать!




URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:03 

Ух ты, блин же!)))
Какие картинки тут рисуют!)))

us.msun.ru/Vector/2012_new/Goroskop/Kuvezin.htm

Белый маг, однако!)))
А в остальном - непонятно, но здорово!)))

Не виноватая я, это все Яндекс.) А я просто по гороскопам инфу искала. И то не для себя.)))

19:41 

Когда сюда пишу свои заметки, постоянно себя одергиваю, дабы не выглядело это все слишком уж восторженно и через край (сама не люблю читать такое).
Но, блин, когда читаешь других... :)
Это всего лишь цитата, выловленная мною сегодня на просторах сети: "Привезу себе из Сибири группу Ят-Ха! Вокалист похож на самурая. А музыка - огонь!"
А были и "этно-бриллианты", и "драгоценные камни в шкатулке уникальных ценностей", ну а про "удивительных", "неповторимых", "восхитительных", "гениальных" я вообще молчу - привыкла уже, банально. :)


Но собиралась я писать о другом. Просто цитата попалась, пока я нужный мне материал выкапывала. :)
Сама группа очень давно ничего не записывала. Из последнего есть только неплохая по качеству запись концерта в клубе "Бродячая собака" (Новосибирск) двухлетней давности, а студийных записей у группы давно нет.
На самом деле для "Ят-Хи" это и правильно, потому что ну любят они импровизировать, причем прямо на концерте. Они никогда не играют одну и ту же вещь одинаково.
Хотя можно было бы, конечно, в качестве образца и записать студийно какой-нибудь вариант (а то мне хочется разместить тут что-нибудь в хорошем качестве, а нечего :-D), но не я определяю музыкальную политику группы, увы-увы. :-D

Последний диск - это сольник Кувезина, где он исполняет песни в основном на стихи японских поэтов времен после окончания Второй Мировой войны, но помимо них есть еще несколько песен - пара на русском, одна на тувинском.
Для меня этот альбом, в прочем, как и все творчество Альберта, неоднозначен. С одной стороны, хочется гонять песни на бесконечном повторе, с другой стороны, мне не нравится, когда Альберт уходит в высокие ноты, слушать я это не могу. Но Альберт записывал этот диск один и помочь ему было некому. Причем, эти переходы случаются на протяжении одной песни, и потому выходит и ужасно, и гениально одновременно.
Несмотря на все это, диск в год своего выпуска занимал верхние строчки хит-парадов в Лондоне, поднявшись за неделю с 20-х мест на первые (лень заново все гуглить, чтобы быть точной).

Не все вещи с этого альбома мне одинаково нравятся, но есть песня, которую я очень-очень люблю:



Светлая, легкая и немного грустная. И очень-очень такая... искренняя что ли.)
И клип этот такой... позволяет взглянуть на жизнь музыкантов немного с другой стороны. Как на людей, выдающих на концертах фантастический задор и энергию (ну и традиционный загул после концерта), а потом, утром превращающихся в обычных, уставших людей, со своими характерами, проблемами, переживаниями...
Это позволяет почувствовать музыканта рядом что ли... Таким же, как ты... Просто у каждого своя работа, свои цели и свои мечты.


Долго искала в сети Кондратия Емельянова, автора стихов (потому что так и не смогла разобрать одного слова в припеве). Не нашла ни его самого, ни текста песни. А жаль, я бы почитала еще что-нибудь его.
Зато нашла его родственников, среди которых Евгений Ткачев.)
А заодно поняла, что Тува - маленькая страна, где все друг друга знают, где невозможно затеряться в толпе, где всегда придется отвечать за свои слова и за свои поступки.
И это, в общем-то хорошо, правда заставляет иногда волноваться больше, чем следует.

19:02 

Уникальнейшие кадры.) Где Альберту всего 26 и, блин, как он звучит!!!!! Почему он сейчас не звучит так роскошно, как раньше? У него ж получалось на порядок сложнее, чем сейчас...
Хорошо хоть остались кадры, где можно его послушать в полном диапазоне возможностей.
Редкость, какая редкость...


02:47 

Первое знакомство.)

Когда-то давным-давно, в далекой-далекой галактике, в 2010 году играла я в одну браузерку, которая ныне почила (и мир ее воспоминаниям).
Играла я за темную сторону. По задумке автора мира темные и злые, по сути, разные вещи. И я разделяла с автором эту мысль. Но большинство игроков по-прежнему мазали забор черным цветом, и идеи сатанизма и захвата мира правили умами многих из нашей дружной компании. А компания на самом деле подобралась хорошая и в чем-то даже забавная.
И вот однажды мой собеседник, брутальный сатанист, ужасный маньяк-всех-убиватор (в игрушке, разумеется), милый юноша лет так на 15 моложе меня, закончивший православную семинарию, меломан, слушающий голоса самой преисподней, на мой вопрос, что же он такое слушает, скинул мне ссылку на эту вещь, дабы произвести на меня неотразимое впечатление.



Я послушала раз. Послушала еще раз. Потом еще несколько раз. И... ничего сатанинского там не обнаружила. С какого перепуга человек, свободно знающий английский, в легко читаемых словах "Coming Buddha Maitreya" нашел что-то такое от голосов преисподней, я так и не поняла.
Но песня запомнилась, голос Кувезина показался интересным, да и вообще, это было для меня чем-то очень необычным - я впервые столкнулась с хоомеем. Я забила название "Yat-Kha" в поисковике и первый раз начала "копать" интернет на тему что же это такое есть. Собственно, именно тогда я и узнала, что Тува входит в состав России и это на границе с Монголией.)))
Из поисковика вывалилось очень много всего. Но ничего особо такого темного в классическом мистическом понимании я и в первой-то вещи не обнаружила, а остальные песни меня еще больше разочаровали - весело и задорненько вместо того, чтобы быть мрачно и ужасающе.)))
Удивило другое - при явной популярности группы, при огромном количестве материалов в сети, у группы не было сайта и не было ни одного фан-сообщества, где можно было бы поделиться с кем-нибудь впечатлениями. А впечатления к тому моменту уже были, и поделиться ими хотелось.
Пособирать материал об этой группе мне захотелось еще тогда - уж больно они мне чем-то показались интересными, что-то такое было в них неуловимо-притягательное, что-то такое особенное. Я и до сих пор не поняла, в чем же заключается их очарование. Но я приняла это как факт, и только время от времени продолжаю удивляться.
Так, с никому и не высказанными восхищениями, я прожила примерно месяца три, после чего бурные события моей жизни взяли свое, и я про "Ят-Ху" совершенно забыла на несколько лет.
Но потом такие же бурные события привели меня обратно. Хожу ли я по кругу? Да нет, скорее я хожу по спирали. И все, на самом деле, приходит тогда, когда нужно. Я в это верю.

Что же касается самого трека, то "Comming Buddha" для "Ят-Хи" вещь достаточно редкая. Я, вот так, с налету, даже и не скажу, есть ли у "Ят-Хи" еще что-нибудь такое, где Кувезин распевается своим мягким и бархатистым каргыраа в таком объеме. Если не брать "Шамана высоты" (потому что "Шаман высоты" это другое), то "Coming Buddha" - единственная мистическая вещь в их репертуаре, и звучит она как настоящая буддийская мантра.

02:08 


- А как вам работалось с Гариком Сукачевым?

- Это была студия в Останкино, где он записывал альбом «Неприкаянные». Был перерыв, мы начали джемовать, в смысле импровизировать, играть... А звукорежиссер возьми и включи кнопки, и все это записалось. И потом Гарик говорит: на нашем альбоме первый трек - ваша композиция. Конечно, ее обработали, но наше настроение осталось.


Реально, сидела и узнавала это настроение, которое я постоянно ловлю и от "Ят-Хи", и от самого Кувезина. Настроение легкости и бесшабашности. Желание жить. Желание быть здесь и сейчас. И не важно, сколько времени тебе впереди еще отмерено... То есть, как раз это одно и важно - каждый оставшийся день стоит того, чтобы прожить его правильно, с искренним кайфом от того, что живешь, с ощущением жгучего вкуса жизни в сердце. Ведь жить - это так здорово.)



Прослушать или скачать Эй, Брат , Здравствуй ! бесплатно на Простоплеер

02:15 

Тысячу раз пробегала мимо этого интервью. Но послушать так и не сложилось пока ни разу. Я так до сих пор и не знаю, что там. )))
Может быть хоть сейчас... ну или потом... :D



krassilver.ru/rainman/138



Кстати... Хотя, конечно, не кстати совершенно. :)
Если смотреть на даты выдачи по запросу о "Ят-Хе" ВКонтакте, то про "Ят-Ху" там пишут примерно с периодичностью раз в 2-3 дня.
Пишут разные люди, разные сообщества. Пишут постоянно и часто. Эта тенденция весьма хороша и это радует.
Вот только как бы это сфокусировать...

16:59 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
02:19 

Без комментариев.



Сказать, что я испытываю благодарность за все это - ничего не сказать.
Просто спасибо, что так получилось.

02:36 

Какой душевный тежеляк.)))



Несмотря на то, что песням, которые играет "Ят-Ха", фиг знает сколько лет, большинству по 10 лет и больше, у них такое количество вариаций, что с трудом в них можно узнать что-то знакомое.

16:48 

Скажу холодно и без эмоций, просто как констатацию факта. Радик Тюлюш - гений.
Летящий чистый и звонкий голос, легко и без видимых усилий переходящий в хоомей и обратно.
Четкость вокального рисунка. Исключительная мелодичность. И... офигенная минорная горечь.
Фантастический певец...

Который совершенно, принципиально не подходил "Ят-Хе" по темпераменту.
Пристально вглядываясь в характеры Альберта и Радика я вообще удивляюсь как они продержались так долго.
Может быть, Радик тогда был еще не очень уверен в своих силах, поэтому какое-то время смирялся с настроением Альберта, не проявляя себя в полной мере.
В результате получились четыре года совершенно невероятного, невозможного звучания двух практически противоположных друг другу гениальных музыкантов.

Радик - серьезен, мрачен, тяжел, трагично-ироничен как Гамлет. Он похож на низкую тучу, несущую в себе заряд холодного тяжелого снега, который выпадет где-то там, внизу, в долине, давно заждавшейся солнечного тепла... И это будет никогда не кончающаяся зима, пасмурная и влажно-тяжелая... Совершенная в своей бесконечности.

Возможно, что серебристому, какому-то ажурному и легкому Альберту Радик мог казаться гирей на ногах. А свинцово-мрачному Радику Альберт казался легковесным, несерьезным и недостойным особого внимания.
Даже на картинках, что интуитивно отражают творчество обоих - у Альберта на сайте птица на ясном небе, у Радика на картинке, что рисовали его поклонники, птицы на пасмурном.

У меня возникает ощущение, что Радик - озверелый перфекционист в том, что касается чистоты и точности звука. Радик готов за эту точность и правильность биться денно и нощно, выгрызая обертоны и нюансы. Альберт же, относящийся ко многим вещам в жизни с философской точки зрения, мог пожать плечами и продолжить жить дальше с легкой небрежностью в звуке, мол, было плохо - будет и хорошо.

Радик - холодная и отшлифованная академическая выверенность. Альберт - обаятельная и искренняя спонтанность настроения.
Сложно сказать, какое из этих двух качеств лучше. Они просто разные. Было бы здорово, если бы они дополняли друг друга. Но... они встали в оппозицию.

Можно ли было предотвратить уход Радика из группы? Мне кажется, что нет. Можно было бы прийти к какому-то компромиссу, наверное. Только там, где дело касается творчества, то, как чувствуют себя творческие люди, является очень важным. Настроение, самоотдача, вовлеченность в процесс. Любой компромисс, как уступка с обеих сторон - вещь, как мне кажется, временная. В конце концов истинное положение вещей возьмет свое.

То, как Радик ушел из группы - это было некрасиво. Мне кажется, что уйти можно было как-то иначе, не срывая гастрольного турне. Я могу выстроить массу предположений почему он сделал именно так. Но я рада, что Альберт в силу своей природной скрытности ничего не рассказывает, а Радик вообще молчит по этому поводу, только постоянно везде указывая, что он играл в легендарной группе "Ят-Ха".
Я не хочу знать подробностей.


P.S. ...По жизни я очень редко плачу. Почему-то не могу, не плачется. Но когда очень хреново на душе, я слушаю какую-нибудь музыку под настроение.
Последнее время, когда мне плохо, я включаю Радика. И пусть его голос плачет за меня...

Песня из сольного проекта Радика Тюлюша "Чалама"

16:37 

В порядке совершенно бредового бреда

Бульварные гадалки, вроде нумерологии и прочей хиромантии, - вещь забавная и, в общем-то, безвредная.
Каждый из нас когда-нибудь да читал свой собственный гороскоп или нажимал на кнопочки с предсказаниями.
Это может развеселить или поднять настроение. Но никогда в жизни я не стану воспринимать это всерьез.

Как-то давным давно, когда на моем горизонте даже не пахло ветрами из Китая, мне попалась очередная гадалка "Кто вы были в прошлой жизни?" - замызганные и зачитанные до дыр листочки, отпечатанные на машинке. Посчитала, похихикала.
Результат гаданий

Позже, когда я поняла, что без китайских гор мне хоть в петлю, что кривые иероглифы, написанные моей дрожащей рукой, действуют на меня получше валерьянки, когда почувствовала, что сам стиль движения в ушу - это для меня все равно, что дышать, то на постоянные вопросы: "А почему вдруг Китай? Все ж вокруг английский учат..." я с полным на то основанием отшучиваюсь, что готовлюсь вернуться на историческую родину.)

Но это все длинная прелюдия была. Теперь - суть.)

Недели три назад мне пришла в голову одна мысль и я начала ее думать.)
Меня насторожило ощущение того, что еще тогда, когда "Ят-Ха" играла в своем звездном составе с Сайлык и Радиком, когда они косили под "варваров", спустившихся с гор, Радик, как эдакий дикарь в овчине, а Сайлык, как дикая пастушка, смотрелись органично. Группа гнала мощную, природно-стихийную волну, передавая энергию вольных просторов, которых не коснулась печать цивилизации. А вот Кувезин со своей аристократичностью и культурой, которые большими буквами написаны у него на лбу, в эту компанию не вписывался, и даже его любимая кацавейка не спасала. Он казался более тонким, чем надо, для того, чтобы сыграть в варварство, шло какое-то изящество не в тему, не дотягивал, короче.
Дальше - больше.
Вспоминаю, что и Лу, и Тэо живут в Англии, что студия у Кувезина была в Лондоне... Думаю: "Блин, был наш благородный и уважаемый со всех сторон Альберт в прошлой жизни кем-то из английской аристократии... Вот хоть убей, но с таким джентльменством и интеллигентностью только туда..."

Мне понадобилась почти неделя для того, чтобы, наконец, имея под рукой включенный комп, вспомнить эту идею и найти в интернете ту самую старую гадалку "Кто вы были в прошлой жизни?"

27 Ноября 1965
В прошлой жизни Вы были: мужчиной.
Родились приблизительно в 1675, родина Уэльс.
Профессия или род деятельности: Шут, артист, винодел.
Характер: Здравомыслящий, честный, доброжелательный, помощник.
Задача нынешнего воплощения: Превратить рутину повседневной жизни в праздник, научиться видеть красоту и волшебство в обычном и открыть на это глаза другим людям, пробудить в них скрытого в каждом человеке волшебника.

Чушь ведь, бред! Пальцем в небо! Но, черт подери!!!)))
"Ят-Ха" ведь делает именно ЭТО!!! Они делают людям ПРАЗДНИК! Раскручивают на совершенно бесшабашное веселье, после которого остается ощущение, что ты можешь все, что перед тобой нет преград, что тебе легко и радостно жить.) Полнейшая трава.)))

Я не знаю как относиться к полученной информации. Сижу и сама с собою хихикаю. Верить во все это глупо, но ведь пойди ж ты...)))


UPS. У дайри очередные проблемы, теперь проблема у сервиса картинок. Срок устранения - неделя. Так что картинки пока нет.

02:43 

В сообществе вконтактиках спросили текст одной песни.
Хотела поехидничать, типа: "Погугли". Угу.)
Погуглила. Только сама.)
Думала, что у меня есть эти слова на компе. Ан нет, у меня слова от другой песни.
Стала искать по сети, не нашла. Стала искать иначе, не нашла. Короче, промаялась весь вечер.
Казалось бы чего проще - спроси у знающих людей.
Но я же не могу! У меня же принципы! У меня же "Я возьму сам!" (с).
Как еще поискать - есть, конечно, идеи. Я их еще попробую, но что-то я в них не верю. Сдамся - спрошу.)

Зато внезапно нарыла рингтонов, нарезанных из песен.
Вот здесь их больше, но они мне меньше нравятся. Старался ведь кто-то, резал.)
Скачала себе парочку. Ломаю теперь себе голову на кого такой звонок поставить.)

Ну и продолжая тему внезапности... Внезапно клип.) Песня - кавер на Высоцкого. Сюжет - моего любимого Тео выгуливают по бескрайним просторам Сибири.)))
2005 год...


Была я на этой Зиме... когда-то очень-очень давно.)

03:37 

Я очень люблю этот старенький клип с нечетким изображением.
Казалось бы простой мотивчик, съемка где-то в полях, ничего особенного.
Но я страшно хочу туда, к костру, закручивать энергию радостной бесшабашности, настоянную на запахах душистых трав и ночной прохладе, добавляя в этот горьковатый магический напиток всполохи огня, смех и звуки бубна...


02:21 

Связь "Ят-Хи" с чем-то мистическим началась еще с тех древних и лохматых времен, когда Иван Соколовский вместе с Альбертом только запускали проект под названием "Ят-Ха" и Альберта везде представляли как тувинского шамана. Было ли это так на самом деле или это был исключительно сценический образ - никто мне этого никогда не скажет. Ну и ладно, не очень-то и хотелось.
Сейчас музыканты от всякой мистики открещиваются со страшной силой, потому как этот образ был заезжен еще в начале 2000-х.
Тем не менее, мнение, а, главное, ощущение, что вокруг группы не все так банально и материалистично, как настаивают музыканты, продолжает существовать.
Но лично я, основываясь на своих ассоциациях, расставила бы следующие приоритеты.
Мистическое ядро "Ят-Хи" это Альберт и Евгений Ткачёв - перкуссионист группы. И это ядро сложилось очень и очень давно. И если Альберт - это скорее брат стихии, свист ветра, ночная гроза в степи, грохот горного обвала, то шаманом-то как раз будет Евгений.
Альберт - прямое видение, скоростная интуиция, скользящая по верхам и выхватывающая отблески сути, не вдаваясь в подробности.
Евгений - глубина понимания, неторопливая вдумчивость, внимательность к мельчайшим деталям и знание, продирающее душу насквозь.
Прямо как правое и левое полушарие мозга.)

У всех музыкантов "Ят-Хи" есть свои проекты, либо сольные, либо с кем-то еще другим на стороне - люди занимаются творчеством и уважают интересы друг друга (очередное респектище им).
Евгений не является исключением - у него есть пара записанных сольных дисков, на некоторых песнях Альберт все равно участвует на бэк-вокале.
Вот тут сижу, пишу, и прямо даже на некоторое время растерялась, пытаясь описать свои ощущения от сольного творчества Евгения... Я это чувствую, я это понимаю, но выразить словами сложно.
Он поет тихим, нарочито бледным по эмоциям, равнодушным голосом. Но это... Это вызывает одну мощную, яркую картину - истинное смирение человека, чья судьба в руках Божьих. Это не дешевая мишура сегодняшней моды на церковную идеологию. Это так, как должна звучать настоящая Вера, которую я, будучи далеким от церкви человеком, понимаю и уважаю.
Глухая таежная Сибирь - это не Москва, где можно зимой в коротенькой курточке, в колготках и без шапки добежать до ближайшего метро. Сибирь - сложный, суровый край, где позволить себе легкомыслие можно только после того, как сделаешь нужные дела, "делу время - потехе час". И если хочешь выжить зимой, то летом на речке особо не позагораешь. Сибирь - это смирение своей гордыни перед законами природы, которая, как ни крути, сильнее, чем человек. Такой Сибирь была испокон веков, такой она остается и сейчас. Там быстро слетает верхушка всяких пирамид Маслоу, самореализации, признание в обществе и иже с ними. Там все просто. Остается самая база - либо ты жив, либо нет.
И вот Евгений как раз на этой очень простой, тихой, неброской базе и звучит. Но эта база - самая основа, самая суть. Истина. Цена жизни.
Мы об этом обычно стараемся не думать, но в каждом человеке есть знание смерти, какая-то такая особая вибрация, холодок на загривке. Страшненько.
Евгений практически касается этого, скользит по этой грани. Ощущение судьбы, Бога, в чьих руках твоя жизнь. Ощущение высшей силы, неподвластной никому.

Это песня, написанная Евгением Ткачёвым на стихи староверов.



Вещь очень сильная. Правда я не совсем понимаю причем здесь подъезд, но общее настроение клип отражает.


Ну а здесь вещь попроще, для такого, общего круга слушателей.)



Ну и разумеется тут "Ят-Ха" во всей своей красе, со всей своей стебной бесшабашностью.))) Ну клевые же!!!)))


P.S. Правда, хотела-то я написать немного о другом, но что выросло, то выросло.) У меня тут тоже, как ее... импровизация.)))

02:49 

Не помню уже где, но где-то читала, что в основе культуры горлового пения, не только тувинское, а вообще всего направления, лежит импровизация.
Что, в общем-то логично, потому что считается, будто сам этот стиль пения уходит корнями в подражание звукам природы.
А какие у природы песни? То ветер засвистит, то камнепад прогрохочет, то птица раскричится.
Так и жили. На двух струнах моринхуура или игиля себе подыгрывали - импровизация. Что вижу - о том и пою.

Древнюю импровизационную культуру со стороны этники "Ят-Ха" унаследовала в полной мере.
В рок-культуре импровизация тоже присутствует. Есть там такое понятие, как джем-сейшны. Не буду городить огород и описывать все своими словами, пусть будет цитата из Википедии
Этно-импровизация плюс рок-импровизация... короче, любить спонтанное музыкальное творчество "Ят-Хе" сам бог велел. И они это дело действительно любят.)

Первое упоминание джем-сейшенов в истории группы относится к самому началу 90-х годов:
"Осень 1990г. - ... А этот проект начинался именно на квартире Сокольниковых во время почти ежевечерних (точнее все ночных) «джемов», именно там я духовно сблизился с Е.Ткачевым." (из Биографии группы - там дофига еще интересного.)
Упоминания всяких разнообразных "джемов" присутствуют постоянно.
Разумеется, мне все это было очень интересно послушать.

Мне, как человеку, хоть и занимавшемуся когда-то давно, в глубоком и бессознательном детстве, музыкой, импровизация сама по себе кажется чем-то запредельно фантастическим. На все случаи жизни у меня были ноты (и усталый голос учительницы музыки: "Ты не сражайся с инструментом, ты играй на нем..." :-D), а так, чтобы, раз, села, и руки сами понеслись чего-то сочинять... так не бывает.) Ну или бывает только у МЕГАМАСТЕРОВ.
В моей табели о рангах Альберт в категорию мегамастеров входит. Поэтому очень хотелось хоть раз услышать пример хоть какого-нибудь его джем-сейшена.
Особенно разгорелось любопытство после внезапного объявления о прошедшем "джеме" с известным блюзовым музыкантом Робертом Лайтхаусом.
Я долго ныла в пространство (и не только) о том, что я очень хотела бы это услышать.
И, как всегда СЛУЧАЙНО (опять это слово), я нашла в сети видеозаписи с продолжения того самого "джема" именно с Робертом Лайтхаусом, но уже у кого-то на квартире.




Разумеется, это очень сырой материал.
Но, вслед за автором записи и, по совместительству, хозяином той квартиры, где все это происходило, хочется повторить:
"Кайф от всего этого - неимоверный! Это именно то самое, настоящее творчество, когда всё рождается прямо на твоих глазах. Это не сотню раз отрепетированное концертное исполнение, когда музыканты уже сыгрались. Это не вылизанная до блеска студийная запись, где сделан десяток дублей, а результат пропущен через многочисленные «улучшайзеры». Это даже не тот случай, когда музыканты играют известный им обоим стандарт. Это создание музыки «здесь и сейчас». Оставалось только или люто завидовать той мере таланта, которую Боженька щедро отсыпал этим мужикам, или тащиться. Выбрал - последнее." (с)

А я завидую этому незнакомому мне al_kuzin'у.:) Тому, что ему удалось услышать все это целиком, вживую... Но спасибо ему уже за то, что хотя бы кусочек записал.)))

01:55 

Впечатления мимоходом

"Ят-Ха" и личность Кувезина занимают мои мысли - зацепило. И, раз уж я на это сама подписалась, то надо эти занимательные мысли выписывать.
Пытаясь вспомнить где я и что читала, повторно перечитываю гигантский блок интервью с Кувезиным на официальном сайте.
А то ведь была, была нужная фраза, я ее прекрасно помню, но ГДЕ она???
И... настолько сам Кувезин круче, мощнее и глубже, чем все мои аналитики...
Такое ощущение, что пытаешься многослойный философский трактат трехтысячелетней давности перевести на язык современных мемов с картинками...
Я вообще не понимаю, что это за человек-то такой... Ресурсов моей системы явно недостаточно, чтобы это понять.
Короче, это - там. Но там их более 45 штук. Длинных, интересных, квинтэссенция интересной жизни и опыта. Короче - этот квест для крепких духом.
А здесь... Здесь будет попроще, выдерками - по кусочкам, дозировано и с картинками. Да, "мсье знает толк в извращениях".)))

Картинка.)

01:34 

Штрихи к портрету: Альберт

Я нарыла в сети полную запись видеотрансляции с "МИРа Сибири".
неКстати, надо будет потом в высоком качестве посмотреть...
Запись там за целый день, а концерт "Ят-Хи" был предпоследним событием дня.
Считаю тайминг концерта: с 260-й минуты по 320-ю. Потом считаю сколько шел сам концерт. И слегка фигею. Концерт шел РОВНО ЧАС! От первого аккорда и до последнего.
При том, что хоть песни и были одни и те же, но они исполнялись с вариациями, дополнительными сольными вставками, в концерте участвовал Игорь Мохов с варганом (о чьем участии в других концертах нарытая мною история "Ят-Хи" умалчивает)...
Это я говорю все к тому, что это не отрепетированный тайминг, у "Ят-Хи" всегда идет импровизация просто так, в полете, торкнуло и погнали, это как визитная карточка группы.
Но несмотря на всю такую внешнюю расслабленность и эмоциональную игривость - холодный расчет и контроль просто на потрясающем уровне.
И вообще, Альберт - удивительно четкий перец.) Он что-то либо делает, либо не делает. Но уж если он решил что-то делать, то он будет точнее швейцарских часов.
Респектище и уважуха.)))


18:04 

«Ят-Ха»
Главная тувинская звезда в мире - «Ят-Ха». Группа Альберта Кувезина тоже не в первый раз на «Мире Сибири», ради выступления здесь Альберт Кувезин отменил другие концерты (впрочем, как и Старостин). И вот тут-то стоит отметить великолепный звук на главной сцене фестиваля. Звук роскошный, достойный - достойный тех звезд, что приехали. Нынешняя «Ят-Ха» - трио, и главная задача для ее могучего звучания - верная отстройка барабанов. Такого звучания «Ят-Ха» - кристально чистого - автор этих строк не слышал давненько. Сочетание объемного звука барабанов и грязноватого «панковского» тембра гитары Кувезина получилось идеальным. Кувезин по-прежнему не прогибается под изменчивый мир, но пристально следит за наличием стены звука. Ни шага в сторону коммерческой этнографичности, только психологическая правда и мощь тувинского эпоса.
(с)

Нет, конечно, приятно такое читать в качестве отзыва о концерте...)
Но почему-то есть "но". Как раз на "МИРе Сибири" "Ят-Ха" выступала вчетвером, на басе был Алексей Саая.
Кристально чистый звук? Ну, может быть. В моем распоряжении только видеозаписи, а там на этих видеозаписях, отвратный звук не по вине музыкантов. Просто их снимают на видеокамеры, которые не рассчитаны на передачу звука. Взять хотя бы настолько разные записи из Польши.
И все-таки... И все-таки это надо слышать вживую. Но, увы, пока что это из области фантастики.



Кстати, найти фото из Польши оказалось проще, чем с "МИРа Сибири". Может быть, конечно, потом еще кто-нибудь выложит.

02:21 

Без каких бы то ни было объявлений, "Ят-Ха" сразу же после "МИРа Сибири" махнула в Польшу, где в городе Люблин проходил другой фестиваль - "Другие голоса".
Как и в большинстве случаев, связанных в моей жизни с "Ят-Хой", узнала я об этом совершенно случайно.
Из раза в раз повторяющиеся случайности в какой-то момент перестают удивлять, и начинают называться "очередная случайность".)
Что не мешает мне продолжать эти случайности нежно любить.) Эдакий элемент интересного сюрприза.)


В принципе, ничего из ряда вон выходящего. Привычно захотелось поохотиться на какие-нибудь фотки с концерта.
Охота оказалась успешной. Нашлись вполне себе концертные фотки "Ят-Хи", типичные, стандартные, которых море: Альберт различной степени улыбатости, старательный Шолбан и, по обыкновению, серьезный "Распутин".
Первый сборник
Второй сборник

Еще выловилось два видео с типично ужасным звуком - из-за фонов и эха теряются и ритм, и мелодия, голосов музыкантов не слышно.
Короче, фигня.

Но было еще и третье видео.) Которое стоило всех затраченных усилий.)
Судя по стандартной концертной программе "Ят-Хи" эту песню они играют последней.



Сольное включение Шолбана в песню - это ВАУ!)))
Вообще очень классно наблюдать, как развивается Шолбан.) На самом деле в группе-то он уже больше десяти лет, опыт кагбэ не маленький. Но за последний год я наблюдаю, как он раскрывается, становится интереснее и свободнее. Я не знаю, как раньше было дело до Москвы, но в ЦДХ Шолбан держался очень сдержанно и скромно. А тут прямо УХ!))) Разгулялся.)
И продемонстрировал свои способности в горловом пении, чего я раньше за ним вообще не наблюдала. Я знаю, что в "Ят-Хе" все умеют хоомей, но знать - это одно, а послушать - это другое.) Интересно и здорово.)

03:13 

Сегодня состоялось часовое выступление "Ят-Хи" на фестивале "МИР Сибири" в качестве хедлайнера.
Еще в прошлом году на фестивале пытались что-то снимать, рассказывали про тестирование оборудования, которое потом планировалось использовать на Олимпийских играх в Сочи. Онлайн из Сочи смотрели, понравилось.)
А в этом году вообще решили устроить прямую трансляцию в интернет всей фестивальной программы.) Умницы! И спасибо им огромное.)

Теперь, благодаря им, у меня тоже есть фотки с фестиваля. :-D


Ну, что можно сказать...
Одну песню, одну из моих любимых, "Ят-Хе" запороли. Конечно, вариант, который исполнял Радик, был забористее. То, как это сейчас поет Шолбан... У меня всегда возникает ощущение, что он лажает, когда вступает, а этого по идее там быть не должно, не тот уровень группы. Вот я и пытаюсь все время это "развидеть", пытаюсь въехать, как же он все-таки это поет.
Хрен мне, а не понимание.) У Шолбана на тот момент (а это была вторая песня) не включили микрофон. Обидно.
Шолбану тоже было, наверное, не очень. А Альберт "держал лицо" - улыбался и пытался выкрутиться. И играл на полнейшем автоматизме, выясняя по ходу дела, что и почему не так, не сбиваясь ни с мелодии, ни с ритма.
Не знаю, сколько лет они катают одну и ту же программу, но судя по всему, репетировать им действительно не надо - они и во сне сыграют, не просыпаясь.)))

А потом я опять втянулась... Возможно, так болельщики смотрят футбольный матч.) Причем я опять не заметила тот самый момент, когда начала сопереживать происходящему на экране. И прямая трансляция - это накал эмоций, совершенно не сравнимый с записью. Осознание, что где-то там, за полстраны это происходит прямо сейчас, намного добавляет яркости, по крайней мере для меня.
Ну и плюс ко всему, у меня работает синдром "Звездных войн" - валяется где-то диск в прекрасном качестве, а я смотрю фильм только если он идет по телевизору с кучей рекламы. Так и здесь. Нарыла несколько полных записей концертов, причем один из них в неплохом качестве. Я ни один из этих концертов не досмотрела до конца. А в прямой трансляции, с пикселями вместо лиц, когда интернет-трансляция не справлялась с объемом передаваемой информации - вот это да, дайте, дайте и побольше, побольше.)))
Возможно потому что оно осознается живым.

Фиг его знает, когда "Ят-Ха" будет в Москве, через год, два, три или больше... Читаешь про их концерты в других городах, смотришь видео и фотографии. И очень хочется опять окунуться в ощущение бесшабашного карнавала, праздника, который умудряется замутить Альберт. И у него это получается несмотря ни на что. Так же, как это было сегодня.

Я соглашусь со своей мыслью (мысль-то моя, чего же с ней не согласиться?), что наполовину я могу накручивать свое восприятие самостоятельно. Но повод так чувствовать есть. Она есть, та самая другая половина, которая исходит от этих замечательных людей, с которых меня просто и конкретно прет. Потому что они классные.)

PS Вот, кстати, нашла ту самую песню, которая Come Along, в исполнении Шолбана. Вот здесь слышно, что нормально он вступает. Но почему тогда на концертах ни разу не было слышно его с начала? Его слышно только со второй строчки. Причем весьма специфическая манера пения создает ощущение, что он просто не сразу попадает в тональность. И так каждый концерт, который мне попался в записи.)

Этно-рок группа "Ят-Ха" - По следам тувинских музыкантов

главная